о журнале   публикации  книги контакты   подписка заказ!
Олимпийские виды. Ктайский маршрут

«Опять скрипит потертое седло...» Так назывались путевые заметки о путешествии по Индии на велосипеде учителя географии из поселка Сурское Ульяновской области Владимира Кочеткова, опубликованные в двух последних номерах «ФиС». На этот раз он принес к нам в редакцию свой дорожный дневник, который вел несколько лет назад. Прочитав отрывки из него, вы увидите глазами нашего неутомимого автора-путешественника, как живут китайцы на своей древней и прекрасной земле. Мы думаем, что эти дневниковые записи и сегодня могут оказаться полезными для тех, кто в будущем году окажется в Поднебесной, где пройдут очередные летние Олимпийские игры, привлекут интерес читателей. Поэтому мы решили на этот раз заменить рубрику «Где тебя носило?» на «Олимпийские виды».

Китай... Страна, которая сейчас так стремительно бежит вверх в своем развитии. Мне удалось проехать на велосипеде через весь северо-восток этого современного государства. Первоначально хотелось пройти маршрутом от Желтого моря до своего поселка, но получение визы несколько затянулось, и в итоге пришлось отправиться в путь месяцем позже. Я набил добрую половину сумки сувенирами — деревянными ложками и другими безделушками, упаковал велосипед, и восточный экспресс помчал меня на восток в Пекин.
Незаметно пролетает день пути по Монголии, и поздно вечером я прохожу еще одну границу, на этот раз китайскую. Всё, скоро Пекин, который является для меня местом старта нового путешествия. Через считанные часы я окунусь в страну, на которую смотрю пока из окна поезда. Несет же меня за тридевять земель! И что дома-то не сидится?

Город велосипедистов
Пекин, или, как его называют китайцы, Бейджин, это огромный ультрасовременный город, разбитый на квадраты и сориентированный по сторонам горизонта. Заблудиться довольно сложно. В случае необходимости определить местоположение всегда поможет солнце. Первое, что сразу бросается в глаза и поражает, это обилие велосипедистов. Складывается впечатление, что велосипед — это ведущий вид транспорта в Пекине, а езда на велосипеде является главным способом передвижения по городу. По всему городу проложены не велодорожки, а настоящие велодороги, которые иногда шире, чем автотрассы. Многие велосипеды имеют номера, как автомашины. Есть велосипеды грузовые, с телегами на рессорах, на которых их владельцы перевозят массу груза — такую груду, что представить трудно. Целые горы угля, бревен, каких-то тюков. Велорикши могут доставить вас в любую часть города. Велосипеды самые разные, в основном это какие-то колымаги и тарантасы, видимо, ни разу не мытые их владельцами. Любят китайцы сигналить, у каждого на руле звонок, у рикш пять скрепленных вместе, да еще колокольчики. У машин сигналы, как у паровоза, и вот все сигналят — от велосипедиста до машиниста, и это беспрерывно. Такое впечатление, что они предупреждают окружающих, одновременно не обращая ни на кого внимания, вот, мол, и я еду, смотрите на меня все.
Контраст во всем. Соломенная, традиционная шляпа и современный смокинг, крыша китайского образца и современный небоскреб. Мне не надо специально присматриваться, для того, чтобы увидеть утверждение одного из положений учения Конфуция, то есть деление людей на сословия. Это заметно, везде и во всем. Мусорщики общаются с мусорщиками, велорикши обсуждают последние новости с людьми своего сословия, своего круга.

«Как в Китае»
В государственных магазинах цены стабильные и, как мне показалось, несколько ниже рыночных. И торговаться здесь не принято. Языковой барьер — как Китайская стена. Мало кто из китайцев знаком с английским языком. Объясняться приходится все больше жестами. Хотя я не боюсь такого общения. Когда люди хотят понять друг друга, можно общаться и не зная языка. Мне показалось, что жители Поднебесной уважают и помнят Мао Цзэдуна. В мавзолее, что на площади Тяньаньмань, народу всегда видимо-невидимо. «Как в Китае» — сразу такая шутка напрашивается. Поражает огромное количество людей в форме. Это охранники, которые охраняют все, что можно, регулировщики на улицах и военные. Хотя вооруженных людей в форме не видел ни разу. Велосипедисты правила дорожного движения выполняют с неохотой. Частенько они вовсе игнорируют регулировщиков.
На одном из перекрестков я был свидетелем следующей сценки. Зажегся красный свет. Перед переездом скопилась огромная масса велосипедистов. Один, самый бойкий из них, сделал попытку проскочить на красный свет. Попытка не удалась, и он был водворен на свое место резким свистком и суровым жестом регулировщика. Я находился в этой толпе, нетерпеливой и стихийно непокорной. Терпение этой массы закончилось секунд через десять. Не дожидаясь желтого света и не обращая внимания на автомашины, толпа рванула вперед. Напрасно регулировщик пытался сдержать ее. Не помогли ни свисток, ни форма, ни строгое выражение лица. Через двадцать секунд перед светофором и при горящем красном свете осталось лишь два человека — я и регулировщик. Парень в форме смотрел на меня, как мне показалось, виноватым и извиняющимся взглядом. Пожал плечами и махнул мне рукой, мол, проезжай и ты...

Глаз выхватывает среди общей суеты большого города многое. Вот велорикша-женщина везет солидного и габаритного мужчину. Тот сидит с серьезным и невозмутимым видом. Колясочка простенькая, открытая, чем-то напоминающая обыкновенное корыто для стирки, с обычной поперечной доской вместо сиденья. Обычно велорикши как-то облагораживают и украшают коляску, чтобы она привлекала желающих воспользоваться такого рода услугами. Мягкие сиденья на двоих, занавески с кистями создают впечатление комфорта. Цена невелика, а желающих проехать довольно много. Цепь и звездочки у такого транспортного велосипеда очень мощные, рассчитанные на большую нагрузку. Но женщина-велорикша — это все-таки аномалия. Большинство велорикш — это мужчины.

Я еду дальше. Мне все интересно, и сейчас, пока не наступило пресыщение впечатлениями, окружающее и происходящее очень четко отпечатывается в голове. Глаз выхватывает что-то необычное, по ходу дела сортируя увиденное. Парикмахер прямо на улице стрижет очередного клиента. Я делаю попытку сфотографировать процедуру, но клиент шумно возмущается такой наглостью белого туриста и следит, чтобы я не сделал снимок скрытой камерой. Продавец лепешек, расхваливая свой товар, едет не спеша по улице. Лепешки у него в специальной стеклянной, закрытой со всех сторон витрине, которая укреплена в передней части велосипеда. Лепешки необычайно вкусные и дешевые. Именно они стали самым главным продуктом питания во время моего китайского путешествия. Вот ослик везет свою поклажу, как это было тысячу лет назад, а рядом, обгоняя его, проносится современный джип. Контраст — это сама жизнь страны. Прогресс идет вперед полным ходом, где-то ломая, где-то сохраняя старые устои и традиции.

Как-то надо выходить из положения. Ведь ни одно слово на китайском языке в моем произношении не поймет ни один китаец. Еще, чего доброго, и побьют ненароком. Выход из положения помог найти Кирилл Сенаторов, представитель авиакомпании «Волга — Днепр» в Пекине. Именно он дал мне визовую поддержку, и, благодаря авиакомпании, я попал в Китай. Кирилл предложил написать письмо китайскими иероглифами, где был описан мой маршрут, его цели и задачи. В письме говорилось и обо мне. Он же написал нужные мне фразы и слова иероглифами на листе бумаге. Такие, например, как «кипяток», «сколько стоит» и т.п. Теперь любой грамотный китаец сразу поймет, кто я такой и что мне нужно. Сделал ксерокопии нужных мне страниц атласа автодорог и схем городов, через которые проляжет мой путь.
Вроде бы подготовился к маршруту основательно, но волнение не покидает меня на всем протяжении пути из Пекина. Хорошая все-таки планировка у этого города. Выехать за его пределы очень просто. Я держу направление к Великой стене, так хорошо известной еще со школьной скамьи. Всего отреставрировано для туристов три ее участка. В местечках Бадалин, Мунтиньо и Шанхайгуань. Китайцы во время реставрации немного увеличили размеры стены. И она кажется еще больше и величественнее.

Стена
Мой путь лежит в Муньтиньо, которое находится километрах в восьмидесяти от столицы. На подъезде к этой деревеньке очень живописные места, горы, строения, с характерными крышами, необычные для моего, пока еще не привыкшего к такому ландшафту глаза. Это граница Великой китайской равнины. А стена — это граница древней империи Хань, древнего Китая. И вот наконец ОНА! Символ и гордость китайского трудолюбия!
Первое впечатление, когда забрался на нее, — колоссальное сооружение, грандиозное, грандиознейшее! Уму непостижимо! Сколько труда потрачено здесь, сколько должно было людей работать на стене, сколько лет ушло на строительство! Одно дело — читать о ней, и совсем другое — видеть ее перед глазами. Сколько строителей погибло и замуровано… Двоякое чувство. В эти горы люди таскали камни, землю, непонятно зачем. Что это? Напоминание о величии страны? Или памятник — свидетель человеческой выносливости, изобретательности, а может быть, глупости? Но, так или иначе, ее можно смело назвать восьмым чудом света.

Я на стене! Вот она. И уходит вдаль, насколько позволяют видеть ее горы. Тянется на запад более чем на пять тысяч километров. Уходит по гребням гор, и даже только для того, чтобы попасть на нее, нужно подняться вверх на целую тысячу метров. Здесь существуют всякого рода подъемники, и туристы активно пользуются ими. Некоторые из них спускаются по лестницам собственными ногами. Туристов, в основном иностранных, очень много.
Я поднимался своим ходом, пешком. Те люди, которые спускались, увидев меня, хлопали в ладоши, поднимали большой палец вверх — в общем, всяческим образом выражали свой восторг. Немногие решаются на такой шаг, слишком уж это утомительно. На самой стене много местных жителей, одетых в национальные костюмы эпохи династии Цинь. За небольшую плату они предлагают сфотографироваться с мечом или алебардой в руках. Можно надеть какой-то из предлагаемых костюмов. Когда-то на уроках истории нам рассказывали, что по стене могли проехать несколько всадников, вставших в ряд. Это действительно так, ширина позволит, но не стоит забывать о том, что стена тянется по гребням гор. То ныряя вниз, то взбираясь круто вверх, и поэтому на лошади можно проехать только мысленно.
Мне предстоит еще раз встретиться с Великой китайской стеной у Желтого моря. В том месте, где было начато ее строительство, и где находится равнинный участок стены.

Владимир КОЧЕТКОВ
Продолжение следует

назад

© ФИС 2018 Наш адрес 125130, г. Москва, а/я 198
Телефоны 8(495)786-6062, 8(495)786-6139