о журнале   публикации  книги контакты   подписка заказ!
Палочка-выручалочка или Кое-что о физической подготовке

Владимир Кочетков

Эту фотографию Владимир Кочетков прислал нам из своего африканского велоптешествия, о котром мы раскажем в одном из наших следующих номеров

Вначале всё было просто. Дорога, набитая машинами грунтовка, шла к виднеющемуся впереди лесу через поле, обходя село. Бодрый ветерок подгонял в спину, легкие кучевые облака скользили по синему небу плавно, колеса крутились весело. Нас, не считая меня, было четырнадцать человек — мальчишек возраста школьного, но разного — с шестого класса по одиннадцатый. Все были неплохо подготовлены — 70-километровый поход был запланирован давно, маршрут обещал быть интересным, но непростым, мальчишки знали об этом, потому тренировок не пропускали, целый месяц мы крутили на велосипедах и занимались в зале.

С дорогой, по которой нам предстояло пройти, я был знаком — года два назад мы проезжали этими лесами на велосипедах. Но то было осенью. Осенью песок плотный, прибитый дождями, и комаров нет. Сейчас же, в начале мая, всё было по-другому — в болотах стояла вода, колеса тонули в сыпучем песке и комары летали уже не поодиночке. Мы объехали стороной село, остатки фермы и бывшего колхозного сада — несколько побитых ветром и дождем корявых, давно не плодоносящих деревьев — и въехали в лес. Тотчас целый рой комаров, голодных и звенящих от злости, закружил вокруг; нас спасали теперь только плотные костюмы и натянутые до самых глаз кепки и шапки.

Поход действительно получался интересный, с приключениями и многочисленными встречами. Едва мы заехали в лес, дорога побежала вдоль крохотной речушки. На песчаном ее берегу стояли огромные, седые, увешанные серым мхом ели и березы в два обхвата толщиной. Мох сбивался в одну кучу и свешивался бородами; ветер, гуляющий где-то высоко наверху, в кронах, покачивал эти гигантские стволы, они отвечали ему недовольным шелестом листьев и натужным скрипом. Моим спутникам не приходилось еще видеть таких деревьев-долгожителей, и они, побросав велосипеды, долго обнимались со старыми великанами.

Мы прошли через брошенный кордон лесника и чистую, словно парк, дубраву. Вырезав длинные жерди и повесив на них велосипеды, как кабаньи туши, пробрались след в след по грязной, чавкающей тропе через болото, а в одном месте даже наткнулись на след медведя: на грязи четко отпечатались его плоские подошвы и длинные острые когти. Долго сидели на привале, на берегу лесного озера, потягивая душистый чай и вспоминая разные случаи из походной жизни. Но без приключений не обошлось. Первые 15 километров дались довольно легко, дорога была проходима: хоть и приходилось время от времени спрыгивать с велосипедов и то перетаскиваться через упавшие стволы погибших деревьев, то толкать не желающую нас везти по песку технику перед собой. А вот дальше начались настоящие трудности.

Мы немного сбились с пути. Произошло это случайно — на лесной развилке свернули не туда; когда заметили ошибку, решили не возвращаться, а выйти на нужную тропу чуть дальше по просеке. Но, как назло, просека эта встретилась лишь километра через три, а то и четыре, и на знакомую тропу пришлось выбираться болотом.

А потом стали ломаться велосипеды — сказалась езда по лесным дорогам. Особенно сложной была третья поломка — вышла из строя втулка заднего колеса одного из велосипедов. Колесо болталось на оси, велосипед можно было катить, но крутить педали было невозможно. Время шло, а мы сидели со сломанным велосипедом километрах в двадцати от асфальтовой дороги и не знали, как выйти из положения.

В такие моменты важно не сидеть, важно действовать. Иногда даже неверный первый шаг помогает найти нужное решение. Вначале мы пошли пешком, но солнце слишком уж стремительно бежало к закату, и я понял, что мы рискуем не добраться до дороги засветло. Тогда я решил передвигаться бегом, держа «хромой» велосипед за руль. Дело пошло быстрее, но и силы мои были не безграничны, пробежав километра два или три, я решил поменять тактику. Взял велосипед на трос, посадил в седло Андрея, самого легкого парня, и мы покатили по лесной дороге со средней велосипедной скоростью.

Было, конечно, тяжело, но всё же мы ехали, а не тянулись пешком. На поворотах и песчаных гривах спрыгивали с Андреем, бежали; чтобы не терять скорости, запрыгивали на ходу. Получалось у нас слаженно и довольно ловко, тем более что остальные ребята тотчас спешили прийти на помощь. На асфальтовой дороге отправили пострадавшую технику и ее хозяина домой на попутной машине, а сами докрутили на велосипедах, но «асфальтовые» километры уже никого не беспокоили.

К чему я рассказал эту историю? Дело в том, что уже в нескольких номерах журнала я писал и о турниковой гимнастике, и о кроссах по бездорожью, и о марш-бросках, не являющихся вроде бы ни спортом, ни физкультурой в известном и признанном смысле. Я рассказывал о видах совершенно не олимпийских, не помогающих заработать спортивные звания, секунды и очки. И описываемый поход — это тоже не спорт, но без специальной подготовки не каждый его осилит, не каждый нас поймет и нашим «мытарствам» позавидует. Речь идет об общей физической подготовке, о третьей составной части физической культуры.

А вообще, именно хорошая физическая подготовка помогла нам с мальчишками-школьниками успешно закончить тот поход, преодолеть расстояние, тяжелые дороги, переправы. Победить собственные, пусть незначительные, слабости. Это важно? Да, важно! Не сразу же человек в личность превращается, не сразу себя способен познать, поработать над этим надо. А вот зачем в эту историю впутываться, спросите вы? Сидели бы дети дома, доказывали бы свою физическую состоятельность в спортзале, на спортивных состязаниях. Зачем лезть в дебри, кормить комаров, «кормить» себя трудностями?

Ну, во-первых, спорт, я говорю о большом спорте, о спорте достижений, становится довольно труднодоступным в малых городах, в поселках и сельской местности. И база не та, и тренерский состав сейчас с о-го-го какими претензиями — дачным участком не заманить. По-настоящему спортсменов готовят в специализированных центрах и базах с прекрасной материальной подкладкой. Массового спорта нет, и, думаю, в ближайшее время он никого интересовать не будет — массовый спорт денег государству не приносит. А спортивный азарт у юных людей никуда не исчез, он есть, он существует, он живет. И в данном случае поход — это стимул к занятиям. Это возможность разбудить желание добиться физического совершенства. Не в отдельном виде спорта, спринте там или плавании, а в общем — в смысле двигательных качеств, физических возможностей, красоты тела. Желание встать на одну ступеньку по общефизическим показателям с известными спортсменами. Это возможно. Более того, это стремление может «растянуть» работу над физическим совершенствованием на долгие годы, на всю жизнь и обогатить тренировку оздоровительную.

Во-вторых, вот уже почти полгода прошло после того всего-то (!) однодневного похода, о котором я рассказал, а мальчишки-участники до сих пор его вспоминают! Вспоминают всё — и старые ели, и болота, и след медведя, и бег с велосипедом. То и дело в спортзале во время тренировки я слышу: «А помните?» И вижу смех, горящие глаза. Нет, физическая подготовка и разумная ее проверка — это эликсир. Как творческая активность дает дополнительный стимул для физического совершенствования («ФиС», 2013, № 7), так и физическая подготовка и дальнейшая ее проверка в походах и житейских испытаниях дают тот же эффект. В это я верю, в этом твердо уверен.

Физическая подготовка всегда готова прийти на помощь человеку в случае первой необходимости. Причем не только в ситуации, где требуется применить эти самые физические качества.

Смешно, но ту явную пользу от физической подготовки, ее возможности «гасить» внутреннее напряжение и возвращать душевное равновесие я ощутил в юности. Девушка, которую я любил, не ответила мне взаимностью, посмеялась над моим робким признанием. Три недели я почти не ел, почти не спал, спасаясь или на спортплощадке, качая и качая штангу, или бегая по лесу «дикие» кроссы. Мама переживала, опасаясь нервного срыва, говорила что-то, пытаясь меня успокоить. Я же хоть и потерял несколько килограммов, хоть и «подсох», как говорят спортсмены, но внезапно почувствовал прилив сил и понял, что с таким помощником никакой нервный срыв меня не возьмет. Что жизнь прекрасна в любом ее проявлении и по-настоящему повода уходить в депрессию не существует. А девушка та, кстати, стала впоследствии моей женой, и с тех пор каждый новый день для нас, будто первый в совместной жизни… Те физические занятия сыграли роль неотложной помощи, роль палочки-выручалочки. В дальнейшем я всегда знал, что у меня есть надежный помощник в борьбе с невзгодами жизни, который не только поможет вдребезги размолотить какие-то смутные темные порывы, но и прояснит мысли, «расставит по местам все точки».

Но за годы занятий я пришел к выводу, что в оздоровительной тренировке, в физической подготовке нельзя делать ставку на один вид, говоря, к примеру, что бег — это панацея, и всё тут! И в моей убежденности есть ответы на массу «почему».

Во-первых, и кроссы, и марш-броски помогают максимально разнообразить беговую нагрузку, превращают бег в упражнение многофункциональное и в то же время помогают привлечь в число занимающихся школьников. И это нужно и очень важно. Чтобы дети не только «качание» штанги знали и в спортзалах занимались, чтобы поближе к природе подтягивались и здоровья набирались. Природа и свежий воздух еще никого не испортили!

Бегать монотонно круг за кругом — это кроме спортсменов удел людей взрослых и очень взрослых, которым есть над чем подумать во время бега, которые на жизнь смотрят рационально и привыкают тратить время, так сказать, с пользой. А детей больше интересует «взрыв», эмоциональная сторона. Чтобы сказать они могли: «Эх, а мы вот!..», чтоб желание всё это повторить не исчезало. Конечно, я имею в виду не спортсменов (это народ особый), я говорю о мальчишках и девчонках вообще.

Во-вторых, разнообразие — это борьба с травмами. Отдает, скажем, человек предпочтение велосипеду. Хорошо, честь и хвала. Всё тут есть — и возможность поскоростить, и мягкая нагрузка на суставы ног, и легкое регулирование нагрузки, и сжигаемые калории, да мало ли чего еще! Но долгая (многомесячная, многолетняя) велосипедная тренировка дает колоссальную статическую нагрузку на лучезапястные, локтевые суставы, на позвоночник. Поэтому обязательным приложением к велосипедной тренировке должна стать гимнастика. Не вялые «раз-два, велосипед доберет», а настоящая гимнастика, специализированная. Обязательно. А сам велосипед время от времени необходимо заменять плаванием, бегом, ходьбой. Именно целенаправленно заменять, не жалея о том, что результаты в велосипедной езде пострадают. В оздоровительной тренировке, в физической подготовке циклическое упражнение на циклическое менять нужно, необходимо — целее будешь. Это разнообразие поднимет физическую подготовку обычного человека, обычного физкультурника на голову выше и будет предохранять от травм.

Кстати, когда после долгого похода или периода плавания я возвращаюсь на беговую дорожку, не с бега начинаю, с ходьбы. Не как новичок (после тысячи велокилометров никак новичком себя не назовешь), но несколько тренировок вместо бега я хожу. Быстро, ходко, но хожу, на бег переключаюсь плавно — берегу суставы.

Такой подход к тренировке дает возможность исподволь готовиться к путешествию. На многочисленных встречах мне задают вопрос о подготовке: как, мол, готовишься, в чем секрет? А секрет прост — разнообразие, отсутствие боязни менять бег на ходьбу, ходьбу — на велосипед. И гимнастика.

То есть принцип подготовки В.С. Преображенского срабатывает четко. Владимир Сергеевич говорил, что никогда специально к соревнованиям не готовился. Всё, что делал, любую физическую работу приноравливал к любимым горным лыжам. Бежал ли по лесу, дрова ли колол, на лодке ли греб. Я тоже всегда, в любую минуту, благодаря подходу к тренировке, готов отправиться в дальний путь. Лишь по возможности перед дальним походом чуть-чуть больше времени уделяю велосипеду. То есть чуть больше внимания уделяю специальной подготовке.

Дальше. Как у спортсменов, специализирующихся в одном виде спорта, свои «специализированные» травмы, так и «оздоровители» — приверженцы одного вида обрекают себя на борьбу с характерными травмами. От травмы колена не убережешься марафонами. Понятно, что чем-то жертвовать приходится, но, может быть, целесообразнее будет пожертвовать не здоровьем, а секундами и кусочками славы? Наши суставы лишаются гибкости и подвижности молниеносно и незаметно для нас самих — и это факт неоспоримый. Чуть человек двинул рукой с большей амплитудой и, готово дело, получил травму.

Скажем, к примеру, лучезапястный сустав. Казалось бы, что может быть более тренировано? Уж ложку-то мы держим в руке регулярно, пальчиками работаем каждую минуту. А вот попробуйте отказаться от гимнастики, от работы на подвижность в суставах пальцев и кисти! Попробуйте не делать круговых вращений в лучезапястных суставах месяц — заболит сустав, движение чуть непривычное по амплитуде — и неудобство, и боль обеспечены. А ведь это сужение двигательных способностей, это сознательное ограничение в движении, это старение, наконец. Причем независимое от возраста старение.

Разве за этим результатом мы обращаемся к оздоровительной тренировке? Кстати, времени на тренировку этих суставов нужно две-три минуты в день. Мало, скажете? Хватит, уверяю вас. Если регулярно каждый день заниматься — хватит.

Знакомый пчеловод силой кисти своей руки гордится. Он вообще передовой пчеловод — не только пчел выращивает и мед качает, но и на лыжах зимой десятки километров накручивает, и гимнастику делает обязательно, чем, кстати, и спину свою спасает. Так вот, кисть у него сильная. Да и то верно — и фляги с медом таскать приходится, и рамки держать, и ульи перетаскивать. Флягу на пальцах перетаскивает — для тренировки, говорит.

Но специальную гимнастику на гибкость суставов рук он долго не делал, и руки его потеряли юношескую гибкость, превратились в этакие «грабли»: кисть широкая, прямая, заодно с предплечьем, пальцы в полусогнутом положении застыли. Он человек умный, не упрямый, послушал всё-таки меня, включил в комплекс упражнения на подвижность в лучезапястных суставах, на подвижность пальцев. Со слезами поначалу делал. «Окостенел сустав, — говорит, — не хочет работать». Но мало-помалу «отошел», вернулась подвижность. «Не заброшу теперь, — говорит, — есть польза». Вот я и думаю: не должны мы от явной пользы отказываться, чем-то пренебрегать и что-то недооценивать. И если, благодаря походам, марш-броскам, кроссам, мальчишки и девчонки пополнят ряды физкультурников, значит, этим упражнениям жить, значит, не зря они существуют и в физкультурном арсенале числятся.

Поставил я последнюю точку в своей рукописи и выглянул в окно. Осень! Красивая, добрая, золотая сентябрьская пора. Самое время выходов на природу, время кроссов, походов за грибами. Надо забыть о каких-то там «сжигаемых калориях» и методиках, надо просто надеть на плечи рюкзак ранним утром и идти. Идти к виднеющейся вдали голубой кромке леса, через заливные луга на берег реки. Как раз сейчас там горят жгучим огнем спелые грозди калины, тяжелые от росы желтые листья падают в пожухлую траву, а в спокойной прохладной воде играет плавниками рыба. Остановиться на берегу, посмотреть вокруг, вытянуться во весь рост, раскинуть в стороны руки и вдохнуть глубоко-глубоко. Эх, друзья мои, как это всё же хорошо — жить!

Владимир КОЧЕТКОВ, учитель географии и физкультуры, пос. Сурское, Ульяновская обл.